Сб, 18.05.24, 22:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Михалёвой Ольги Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
Тематические классные часы [14]
Классные часы определенной тематики и направленности
Внеклассные мероприятия [15]
Внеклассные тематические полезные занятия
Открытые уроки [8]
Методический материал для открытых уроков
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Открытые уроки

Итоговая практико-значимая работа учителя иностранного языка Михалёвой Ольги Викторовны по теме «Организация инклюзивного образования (элементов инкл

Итоговая практико-значимая работа учителя иностранного языка Михалёвой Ольги Викторовны по теме
«Организация инклюзивного образования (элементов инклюзивного образования) с использованием ДОТ для обучающегося с ОВЗ (ДЦП) на примере конкретной образовательной организации (МОУ СОШ "Перспектива" г. о. Власиха Московской области)»

 

1. Описать организацию (предложить модель) инклюзивного образования в Вашей образовательной организации.

  • доступного качественного образования для детей-инвалидов, не нарушая их прав и свобод, призвано решить инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Включение детей с ограниченными возможностями в общую систему образования способствует не только качеству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, социальной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами. Основные принципы инклюзивного образования опираются на гуманистические ценности: осознание ценности человеческой личности, независимо от его способностей и достижений; равенство всех участников образовательного процесса; толерантность; уважение; включение каждого члена коллектива в общественную жизнь и другие. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который воспринимал и позиционировал личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов базируются на федеральных и региональных законах и положениях в области образования. В них же указываются общие положения, организационные моменты, перечень необходимой документации. Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться через следующие модели: 1) постоянная полная инклюзия – дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия; 2) постоянная неполная интеграция - по мнению Н. Д. Шматко, может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени; 3) частичная инклюзия – дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам; 4) эпизодическая инклюзия – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений (может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения); 5) внеурочная инклюзия – дети-инвалиды обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия в общеобразовательном учреждении. Я работаю в МОУ общеобразовательной средней школе "Перспектива" городского округа Власиха Московской области. У нас обучается в 6-м классе девочка с ДЦП, она очень умная и учится на "отлично", одноклассники уважают ее, и ей в классе комфортно. Ребенок поступил в массовое учреждение с сохранным интеллектом, разборчивой речью, без сенсорных дефектов и с негрубыми нарушениями движений. Для обучения детей с НОДА здание нашей школы оборудовано пандусом, съездами на тротуарах, адаптированным туалетом, площадкой- подъемником для лестниц, имеется специальная мебель, классы оборудованы мультимедийными проекторами, компьютерами с выходом в интернет, для всех образовательных дисциплин подобраны электронные учебники. В школе работают педагог- психолог, социальный педагог, учителя, прошедшие курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования, врач и медсестра. В нашем случае с шестиклассницей возможным оказалось применение модели постоянной полной инклюзии. Полное включение в массовые общеобразовательные школы возможно для детей с легкой двигательной патологией и с нормальным интеллектом, для детей с двигательной патологией средней тяжести и с нормальным интеллектом, а также для детей с двигательной патологией и с разборчивой речью. 2. Включить в практико-значимую работу используемые (предлагаемые) ДОТ для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ (НОДА и в том числе ДЦП). Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. В дистанционных обучающих курсах помимо лекционного (теоретического) материала используются интерактивные элементы: задания, тесты, форумы, чаты (возможность мгновенного обмена сообщениями) и т.д. Эти элементы обеспечивают диалог не только между педагогом и ребенком, но и общение между детьми. Наличие интерактивных элементов в курсе стимулирует самостоятельную работу детей, обеспечивая тем самым возможность их творческого самовыражения в рамках учебного курса. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. Также не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Использование компьютерных технологий совершенствует навыки самоконтроля учащихся. Благодаря наличию обратной связи, обучающие программы позволяют школьникам самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректируя свою деятельность. При этом учащиеся не боятся отвечать на вопросы, поскольку компьютер позволяет фиксировать результат без выставления отметки и корректно реагирует на неправильные ответы, т.е. создается ситуация успеха учения. Общение с преподавателем и одноклассниками осуществляется с помощью программы Skype, что создаёт возможности общения в режиме реального времени, ученик имеет возможность задать вопрос учителю или товарищам, высказать своё мнение, суждение, ответить на вопросы к уроку и т. п. В ходе уроков педагоги используют подключение к сети Интернет на основе технологий высокоскоростного доступа, что позволяет вести он-лайн обучение. То есть, обучающиеся с ограниченными возможностями могут находиться в постоянном дистанционном контакте с учителем, получают задания и выполняют их, не выходя из дома. В процессе работы учителями используется ряд сетевых ресурсов: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru; Единое окно доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru/; Уроки школьной программы: видео, конспекты, тесты, тренажеры http://interneturok.ru/; Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/, предоставляющие помимо технической поддержки хранилище программно-методических материалов и медиа-ресурсов по учебным дисциплинам школьного курса. Компьютерные технологии позволяют использовать и электронные учебные пособия по школьным предметам.

Несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование в полном объеме не предназначено для детей, имеющих двигательные нарушения вследствие ДЦП. Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft PowerPoint. Очевидным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности, возрастных особенностей обучающихся. Демонстрация мультимедийного пособия может сочетаться с работой по тексту учебника, с выполнением упражнений и др. Презентации и мультимедийные материалы должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения; быть доступными и составленными с учетом возрастных особенностей детей с двигательными нарушениями; быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом (Arial, Times New Roman); быть эстетически оформленными (должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой).

Для использования ПК необходим дополнительный стол для размещения компьютера, который должен быть легко доступен, в том числе и с инвалидного кресла. В целях создания эргономичного рабочего места необходимо избегать бесполезных или отвлекающих внимание изображений, препятствующих осуществлению быстрого выбора того или иного действия. Также полезно назначить клавиши быстрого вызова команд в наиболее часто используемых программах, связать некоторые горячие ключи быстрого выбора с наиболее используемыми программами.

Оснащение рабочего места техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе и с ДЦП: устройства управления компьютером, специальная клавиатура, альтернативные устройства ввода информации, джойстики, трекболы, головная мышь.

Устройства ввода информации (посредством клавиатуры) для учащихся с двигательными нарушениями

 

Тяжесть нарушения

Наименование

устройства/ программы

 

Характеристика устройства / программы

Легкие и средние двигательные нарушения:

необходимость избегать случайного воздействия на клавиатуру, одновременного нажатия нескольких кнопок, а также потребность в управлении комбинацией кнопок на клавиатуре.

 

Накладки на клавиатуру.

Пластмассовые или металлические накладки, размещаемые поверх стандартной клавиатуры, облегчающие доступ к кнопкам.

Программное обеспечение, позволяющее

настроить функции клавиатуры

 

Возможности, заложенные в

программе Access Windows: контроль над временем

отклика и повторением команды, управление комбинацией кнопок, ответственных за специальные команды и

функции, управление курсором мыши посредством цифровой клавиатуры.

Тяжелые нарушения

движения: альтернативные

клавиатуры.

 

Увеличенные клавиатуры.

Уменьшение количества кнопок и увеличение их размера способствуют облегчению выбора и точности движений.

Уменьшенные клавиатуры.

Небольшие по размеру и

близко расположенные кнопки клавиатуры используются в тех случаях, когда пользователь не может осуществлять большие по объему движения и подвержен быстрой утомляемости.

Сенсорные клавиатуры.

Устройство имеет специальную поверхность, чувствительную к нажатиям и

прикосновениям, которая поделена на программируемые области. Накладки могут меняться.

Виртуальные клавиатуры.

Клавиатура воспроизведена на экране монитора и может управляться с помощью мыши или технологии просмотра.

Использование

голосовой команды.

 

Голос пользователя распознается и преобразуется в

компьютерные команды. Данная технология предоставляет возможность как управления функциями операционной системы, так и ввода текста с помощью голоса.

 

  • ДО очевидны: это - индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования. Использованная литература: 1. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008. 2. Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е.С.; М.: Академия, 2008. 3. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении : методические рекомендации. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. — 216 с. (серия «Инклюзивное образование») 4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012 г. 5. Зинченко С. С. Дистанционное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 523-525.
Категория: Открытые уроки | Добавил: Akshael (22.01.18)
Просмотров: 247
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

Copyright Olga_Mihaleva © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz